«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Специалисты, работающие с детьми с ОВЗ:
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- медработники;
- учителя-предметники.
Штатным расписанием тьюторы не предусмотрены.
На начало 2023-2024 уч.г. в МБОУ "Школа № 50" количество детей-инвалидов - 5 учащихся, количество детей с ОВЗ - 34 учащихся.
Образовательный процесс проходит на общих основаниях.
Формы обучения:
- инклюзивное;
- по индивидуальному учебному плану;
- надомное обучение при наличии медицинских показаний и соответствующих документов.
О специально оборудованных кабинетах:
В школе отсутствуют специально оборудованные учебные кабинеты для детей-инвалидов, однако, все кабинеты хорошо проветриваются, дизенфицируются, в них установленно современное оборудование, также имеются учебно-методические и дидактические наглядные пособия. В школе уделиется максимум возможного внимания таким детям и осуществляется помощь в преодолении возникающих у них сложностей.
Об объектах для проведения практических занятий
В школе нет специально оборудованных помещений, однако, есть возможностей прохождения практических занятий в кабинете технологии, химии и физики.
О библиотеках (информационно-библиотечных центрах)
Информационно-библиотечный центр укомплектован учебной литературой для детей с ОВЗ, но специальных адаптивно-технических средств не имеется
Об объектах спорта
В школе нет специально оборудованных спортивных объектов
О спецусловиях охраны здоровья
Здание МБОУ «Школа № 50» оснащено противопожарной сигнализацией, необходимыми табличками и указателями, звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в Школе осуществляется н основе договора с ГБУ РО «Городская Детская поликлиника № 7». В Школе работают врач и медицинская сестра. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в МБОУ «Школа № 50» функционирует медицинский кабинет, оснащенный оборудованием, инвентарем и инструментарием.
В Школе соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования.. В Школе организована работа по иммунопрофилактике, профилактике травматизма и т.д.
Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование специальных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ
Для обучающихся с ОВЗ используются адаптированные образовательные программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекционные занятия с педагогом-психологом. Педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: объяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Используются cследующие методические приемы:
- поэтапное разъяснение заданий;
- последовательное выполнение заданий;
- повторение с учащимся алгоритма выполнения задания;
- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
- смена видов деятельности;
- чередование занятий и физкультурных пауз;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- работа на компьютерном тренажере;
- использование материалов на печаной основе с заданиями, которые требуют минимального заполнения текстовой и числовой информации;
- дополнение печатных материалов видеоматериалами;
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
Специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Все дети-инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе, специальных учебных пособий для них не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные учебные пособия.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Специальных технических средств обучения по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения. Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети-инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, проекторов, документ-камеры и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации.
Условия организации питания инвалидов и лиц с ОВЗ
Специальные условия организации питания детей-инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные условия для питания инвалидов и лиц с ОВЗ.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Согласно Программе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия педагогом-психологом и учителем-логопедом.
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным и учебным вопросам; работа с семьей учащегося; методическая работа с учителями; организация внеучебной (воспитательной) работы с учащимися; оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д. Психолого-педагогическое сопровождение в школе организуют педагог-психолог и классный руководитель.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «Школа № 50» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), интерактивные доски. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.
Доступ к электронным образовательным ресурсам детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
Обеспечивается доступ к электронные образовательным ресурсам, в том числе приспособленным для использования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность (свободный доступ к местам занятий, наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проёмов, визуальных разметок и т. п.)
Специальные условия для свободного доступа к местам занятий не предусмотрены, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные условия для для свободного доступа к местам занятий инвалидов и лиц с ОВЗ.